Выйти с урока

Источник вдохновения

Тема недели: Как работать с референсами

Коман­да шко­лы сей­час актив­но рабо­та­ет над созда­ни­ем кни­ги о цве­то­кор­рек­ции. И мы реши­ли, что пери­о­ди­че­ски будем выкла­ды­вать мате­ри­а­лы, кото­рые непре­мен­но вой­дут в издание.

И сего­дня хотим поде­лить­ся ста­тьей, в кото­рой гово­рим на неод­но­знач­ную, но важ­ную тему — Рефе­рен­сы. Сове­ту­ем про­честь ее всем, кто име­ет дело с искус­ством в той или иной сте­пе­ни, и осо­бен­но, — тем, кто рабо­та­ет в кино.

Насмот­рен­ность — один из важ­ней­ших навы­ков для каж­до­го твор­че­ско­го человека

Рефе­рен­сы – про­ще гово­ря, образ­цы, на кото­рые сто­ит рав­нять­ся, — одна из самых важ­ных тем не толь­ко в цве­то­кор­рек­ции, но и в любом дру­гом виде искус­ства. Имен­но поэто­му мы реши­ли поде­лить­ся инте­рес­ны­ми откры­ти­я­ми и мыс­ля­ми на этот счет, ведь при пра­виль­ном исполь­зо­ва­нии рефе­рен­сы помо­гут вый­ти вам на совер­шен­но иной уро­вень творчества.

К рефе­рен­сам мож­но отно­сить­ся по-раз­но­му: в какой-то сте­пе­ни, это все-таки огра­ни­чи­ва­ет, соб­ствен­но, твор­че­ский потен­ци­ал. Дол­жен при­знать, что я и сам доста­точ­но дол­гое вре­мя отно­сил­ся к рефе­рен­сам очень холод­но, пред­по­ла­гая, что буду в неко­то­ром смыс­ле под­ра­жать выбран­но­му образцу.

Но, зани­ма­ясь музы­кой, живо­пи­сью, видео и дру­ги­ми вида­ми твор­че­ства, я обра­тил вни­ма­ние, что прак­ти­че­ски все успеш­ные люди, кото­рые дей­стви­тель­но созда­ва­ли нечто гран­ди­оз­ное и вели­че­ствен­ное, — так или ина­че, исполь­зо­ва­ли референсы.

Я решил изу­чить эту тему глуб­же и в ходе сво­их иссле­до­ва­ний обна­ру­жил, что суще­ству­ет все­го два вида под­хо­дов – вер­нее, два типа людей, кото­рые по-раз­но­му под­хо­дят к исполь­зо­ва­нию рефе­рен­сов. Пер­вый тип – когда худож­ник выби­ра­ет рефе­ренс для абсо­лют­но­го под­ра­жа­ния ему: исполь­зу­ет те же ком­би­на­ции цве­тов, линии, век­то­ра, ино­гда – те же мело­дии, в кото­рых раз­ве что меня­ет одну-две ноты, что­бы не быть ули­чен­ным в пол­ном пла­ги­а­те. Но при таком под­хо­де полу­ча­ет­ся, в неко­то­ром смыс­ле, про­сто копия тво­ре­ния, создан­но­го кем-то дру­гим ранее.

Как же пра­виль­но рабо­тать с рефе­рен­са­ми? Най­ти ответ на этот вопрос мне помог­ла музы­ка. Во вре­мя обще­ния с одним из веду­щих музы­каль­ных про­дю­се­ров, я ска­зал о том, что иссле­дую тему рефе­рен­сов, а в ответ услы­шал сле­ду­ю­щее: «Я всю жизнь исполь­зую рефе­рен­сы!». Но, по сло­вам мое­го собе­сед­ни­ка, не для того, что­бы сле­по под­ра­жать им, а что­бы пони­мать, насколь­ко ты дале­ко или близ­ко по уров­ню вли­я­ния на слу­ша­те­ля в срав­не­нии с этим референсом.

Пес­ня, кото­рую ты созда­ешь, может быть вооб­ще в дру­гом сти­ле, неже­ли обра­зец. Но та эмо­ция, кото­рую он вызы­ва­ет, в ито­ге долж­на быть ниже, чем то, что созда­ешь ты. Ведь рефе­ренс — это то, что было созда­но, как мини­мум, вче­ра. А то, что ты созда­ешь сего­дня, долж­но быть апри­о­ри лучше.

Если гово­рить на при­ме­ре музы­ки, то, когда ты про­сто ори­ен­ти­ру­ешь­ся на опре­де­лен­ный трек, не сто­ит ста­вить перед собой зада­чу попасть в те же ноты, ком­би­на­ции и фор­ма­ты. Когда ты ста­вишь себе целью быть эмо­ци­о­наль­но выше рефе­рен­са, — тогда это работает.

Абсо­лют­ные под­ра­жа­те­ли нико­гда не смо­гут достичь пол­но­го вели­чия – пото­му что у них нет цели. И, по прав­де гово­ря, такие люди и хотят быть под­ра­жа­те­ля­ми, хотя нико­гда и ни за что в этом и не при­зна­ют­ся. А те люди, кото­рые смот­рят на энер­ге­ти­че­скую и эмо­ци­о­наль­ную цен­ность рефе­рен­са, могут стать вели­ки­ми художниками.

Когда вы толь­ко начи­на­е­те рабо­ту над сво­им про­ек­том – исполь­зуй­те рефе­рен­сы, насто­я­тель­но вам это реко­мен­дую. Бери­те при­ме­ры из совер­шен­но раз­ных про­ек­тов: худо­же­ствен­ных и доку­мен­таль­ных филь­мов, сери­а­лов, теле­ви­зи­он­ных пере­дач. Исполь­зуй­те то, что вам нра­вит­ся, но не будь­те под­ра­жа­те­ля­ми. И посто­ян­но спра­ши­вай­те себя: насколь­ко мое тво­ре­ние эмо­ци­о­наль­но силь­нее референса?

Леген­дар­ный режис­сер Вер­нер Хер­цог рас­ска­зал о том, что перед тем как при­сту­пить к напи­са­нию сце­на­рия, он посвя­ща­ет день тому, что­бы про­слу­шать вели­кую поэ­зию, кото­рую он исполь­зу­ет не для вдох­но­ве­ния, а в каче­стве имен­но референса.

Режис­сер гово­рит, что после чте­ния таких вели­ких сти­хов, он дума­ет о том, как бы не уро­нить план­ку и не напи­сать что-то хуже того, что он читал вче­ра. Без­услов­но, тво­ре­ния Гете и Шекс­пи­ра – это высо­чай­шие стан­дар­ты, кото­рые, по мне­нию мно­гих, пока нико­му так и не уда­лось «пере­плю­нуть», — но это и огром­ная моти­ва­ция, что­бы создать что-то, как мини­мум, на уровне. При­чем, заметь­те: Вер­нер Хер­цог чита­ет поэ­зию, а пишет про­зу. То есть, он не будет исполь­зо­вать риф­мы или мета­фо­ры из рефе­рен­сов – он про­сто ори­ен­ти­ру­ет­ся на энер­ге­ти­че­скую и эмо­ци­о­наль­ную цен­ность того, что пишет. И пони­ма­ет, насколь­ко он хуже или лучше.

Поэто­му я реко­мен­дую вам исполь­зо­вать образ­цы, но для того, что­бы оце­нить, насколь­ко ваше про­из­ве­де­ние эмо­ци­о­наль­но силь­нее ваше­го референса.

Задать вопрос